Часто компаниям, стартующим на рынке или намечающим пути для развития, требуется знать вероятность удачного исхода дела. Конечно, существуют собственные прогнозы, относительно оправданности той или иной стратегии поведения. Однако не стоит забывать, что внутренние оценки почти всегда субъективны: они могут несколько завышаться или занижаться.
Объективность в мире бизнеса - это роскошь. Современный рынок слишком динамичен, поэтому размышлять «правильно» может далеко не каждый. Для того чтобы прогнозы будущего состояния претендовали на правдивость, человек, выстраивающий их, должен обладать как минимум опытом ведения бизнеса в различных экономических условиях. Кроме того, совсем не лишним было бы наличие определенного багажа знаний о рынке.
Найти такого человека в коллективе - большая удача. Однако существует более рациональный и эффективный способ выяснения мнения компетентных специалистов - экспертное интервью (экспертный опрос).
Данный метод представляет собой беседу с профессионалами в конкретном виде деятельности. В соответствии с целью, которую преследует исследователь, тематика разговора может быть различной. Чаще всего у экспертов выясняют сведения, относящиеся к:
- динамике рынка в целом (состояние, оценки, тенденции, особенности развития, конкуренция);
- факторам, влияющим на спрос, в том числе и способам продвижения;
- барьерам для выхода на рынок, возможностям нового игрока в бизнесе.
Организация экспертного интервью достаточно интересный, но трудоемкий процесс.
Организация интервью предполагает прохождение следующих этапов.
- 1. разработка проекта исследования (цели, задачи, проблемы, инструменты);
- 2. подготовка интервьюеров;
- 3. беседа с экспертом и запись данных на цифровой носитель;
- 4. расшифровка аудиозаписи;
- 5. анализ информации;
- 6. составление и презентация отчета.
Проведение экспертного интервью предполагает общение с отраслевыми специалистами, поэтому сведения обычно достаточно обоснованны. С учетом прогнозов профессионалов, компания - заказчик исследования сможет более гибко и эффективно работать на рынке. Кроме того, интервью такого типа позволяет минимизировать расходы на последующие количественные исследования.
Однако существуют и некоторые ограничения при использовании данного способа маркетингового исследования. Прежде всего, они касаются особенностей поиска респондентов - это не всегда бывает легко. Кроме того, экспертное интервью считается дорогостоящим методом, поэтому не каждая компания может позволить себе выяснение информации с помощью экспертного опроса.